Блог Александра Свиряева

Помощь в прохождении детектора лжи

Previous Entry Share Next Entry
Эмоции в музыке
1
a_sviryaev
"Всё можно пережить, если подобрать нужную песню"

Как песни управляют нами

Часто - по радио, а теперь и по ТВ -   можно услышать «Поставьте для моего друга такую–то песню» и дальше, наверное, и этому счастливчику будет приятно, и тому, кто заказал мелодию, обеспечены несколько "минут славы"…. В это время тысячи сердец "по ту сторону" приёмника начинают биться чуть чаще, сладко замирая с мыслью - "Эта песня, как-будто про меня..."

Музыка играет... Пройдём ли мы мимо, не обратив на неё внимание, или остановимся и послушаем, понравится ли нам то настроение, которое она в себе несёт, будет зависеть от многих факторов. И, в первую очередь –  от наших базовых и неуправляемых эмоций, и от тех стратегий восприятия и реагирования, которые нам привычны и понятны, а потому - незаметны и неосознаваемы….

Эмоции в музыке, в голосе, действуют ещё более тонко и манипулятивно на наше восприятие, гораздо менее заметно, чем они же, но выраженные  в виде картинок и  выраженияй лиц (мимики).  Это связанно с тем, что слух более эмоционален, чем зрение и ощущения. И слуховое восприятие (аудиальные субмодальности) осознаётся нами реже – это традиционно – чем визуальное. Так как, в основном, разум автоматически концентрируется на смысле (содержании) сказанных слов, и уж потом - в третью, а то  и в четвертую – очередь на громкости, тоне, скорости, паузах и других субмодальностях. Для подсознания,  наоборот, значение имеют значение -  тон, скорости, ритмы и то, что они в себе несут, те стратегии, которые закодированы в этих, казалось бы, сухих и безэмоциональных характеристиках звука....


Анатомия и природа эмоционального слушания

слух и лимбическая система.jpgСлуховая система имеет тесную связь с лимбической системой -  частью мозга, которая придаёт эмоциональную окраску поначалу нейтральным звучаниям, а когда структура, закодированная в музыке при помощи тона, скорости, темпо–ритма и его изменений и т.д. распознаётся лимбической системой, тогда музыка становится отражением уже конкретной эмоции или чаще "коктейля" эмоций. Слушание музыки пробуждает эмоции, которые, с точки зрения эволюционной биологии, связаны с выживанием вида. Напомню, Природа подарила нам эмоции именно для быстрой реакции на меняющийся мир вокруг нас - а звуки, согласитесь, это один из основных каналов восприятия.

Песня, которая "заела" в голове, или песня, которая вызывает определённое состояние, воспоминание. Что это? Непрожитая эмоция, незакрытое ТОТЕ? Или - наоборот - часть жизни, которую хочется ещё разок прожить? Да и кто сказал, что в песне может быть только одна эмоция? Действительно, в музыке всегда переплетаются несколько различных эмоций. Которые переплетаются вместе, переходят одна в другую, снова возвращаются. Мы можем сказать, что эмоции в музыки - это целые стратегии.  Музыка начинается, и  уже с первых тактах, отражая структуру одной  или нескольких эмоций,  призывает нас присоединиться к ней и разделить -  печаль, тоску или радость предвкушения, или гнев и отвращение или... Находит того, чьё эмоциональное состояние схоже с музыкальным рисунком.

Одна эмоция переходит в другую, поддерживаемая третьей, иногда возвращается к первоначальной, а иногда и нет. Проводит слушателя по лабиринту эмоций. То напоминая привычные для человека стратегии мышления, то  подсказывая  другое, "нестандартное" решение, не всегда удачное, но всегда эмоциональное. Когда  - трогающее за душу, когда вызывающее отвращение и желание быстрее переключить, но редко оставляющее равнодушным.

Итак, подведу промежуточный итог:


  • Музыка вызывает эмоции; Более  того – музыка создана для того, чтобы вызывать у нас определённые эмоции и чувства;

  • Музыкальное произведение содержит целый "коктейль" эмоций;

  • Все "коктейли" воспринимаются людьми по-разному

  • «Правильно» написанная музыка способна «взять в заложники» сердца миллионов;

  • Знание структуры эмоций способно послужить как «поварской книгой» для написания, так и лакмусовой бумагой для выявления привычных стратегий.


Немного о НЛП, Гипнозе и музыке

Позволю себе напомнить Вам понятия аудиальных субмодальностей  из  курса НЛП–Практик

Аудиальные субмодальности

Из чего же состоит музыка? Внимание! Пока отложим в сторону слова песен и их текст, обращаем внимание только на звуковые характеристики:


Основные аудиальные субмодальности Акценты

Громкость
Высота.
Длительность.
Скорость.
Темп.
Паузы

Повышение\Понижение громкости
Повышение\Понижение высоты
Удлинение\Сокращение длительности звучания
Увеличение\Уменьшение скорости
Равномерный\Неравномерный темп
Увеличение\Уменьшение длительности пауз



Гипноз музыки

Вспомните слова песни, что так понравилась Вам?… Вот ведь, незадача! Привычная амнезия, вызванная пребыванием в трансе. Откуда транс? Действие эмоции подобно инъекции лёгкого наркотика, оно сопровождается  "замешательством", когда сознание находится в трансе, вызванным переключением и формированием программ и фильтров восприятия, которые запускает в этот момент  лимбическая система. А если песня "в карту"? То сколько таких трансов? А знает ли об этом композитор, который пишет музыку, что он вкладывает во внушения? Думаю, догадывается. Он же тоже чувствует эмоции. Тут нужно быть знатоком человеческих душ, что бы написать такую песню, которая бы отразила привычные стратегии целевой группы. И тогда  рождаются шлягеры - песни, владеющие сердцами миллионов.

Музыка способна погружать в транс. Чаще всего мы слушаем музыку именно для того, чтобы получить доступ до необходимых ресурсов. Часто в музыке её  основная тема, та самая эмоция-суггестор, которая создаёт и встраивает слушателю внушение,  встраивает основную стратегию, умело маскируются за ритмом ударных инструментов. На первом плане отчётливо слышны барабаны, их ровный и громкий ритм, который привлекает  к себе внимание тем, что выделяется общего из фона мелодии, и создаёт иллюзию того, что мелодия нейтральная, если  обращать внимание на скорость и ритм самого ударника. Но послушайте, посмотрите на музыкальный рисунок, который идёт фоном. Вспомните, что такое эмоции – реакции на ситуацию вообще, т.е. реакция на фон, если уже быть точным. Именно к нему и происходит неявная (бессознательная) подстройка слушателя. А уж то, что из фона выделяется – эмоция ведения (мы называем её эмоция-рестартер, стратегия возврата к эмоции-суггестору).

Но, кроме основного ритмического рисунка, в песнях часто есть ещё несколько планов, которые часто идут впереди ударников – голос артиста, исполняющего песню, который вполне может нести в структуре, в субмодальностях, информацию об ещё одной эмоции. И вполне возможно, что это уже совсем другая эмоция, совершенно иная стратегия. И уже на самом "верху", самые осознаваемые – слова. Слова, которые несут какой–то смысл, дополнительно гипнотизируя, увлекая в сложные спирали и косички Милтон-модели, "фокусов языка", метапрограммных паттернов. Ну как тут не впасть в транс?!

Анализ слов и озвученные в них ценностей тоже могут нести в себе дополнительную информацию об эмоциях. О разборе текста песни предлагаю поискать  модель «Стратеги разбора текста песен».


Базовая Эмоция «Печаль» в музыке

«Печаль» в музыке – узнать легко.

Это медленная скорость, равномерный темп, низкий тон и плавное снижение громкости  к концу.

Прослушайте следующие композиции, в которых отражается на фоне структура Печали:

"The Beatles – ALILUYA"

"Глюкоzа – Москва"

Конечно, «Печаль» там не единственная эмоция. Кто бы стал слушать «чистую» печаль? К ней необходимы эмоции-рестартеры, которые будут вести слушателя относительно основной темы. В курсе "Математика Эмоций" мы разбираем, какие эмоции "перезапускают" друг-друга, заставляя человека переходить от одной стратегии восприятия к другой. Например, в «The Beatles – ALILUYA», такая эмоция-рестартер – «Отвращение», а в композиции «Глюкоzа – Москва» – эмоция рестартер – «Страх». Но в обеих песнях эмоции-рестартеры используются, чтобы вернуться обратно к эмоции-сугестору «Печали»

В песнях вполне возможны и другие комбинации эмоций-рестартеров с эмоцией «Печаль». Ее использование ограничивается только фантазией автора.


Базовая Эмоция «Радость» в музыке

«Радость» очень легко узнать. «Радость» – создаётся высоким тоном, быстрой скоростью, вполне допускается увеличение громкости к середине рисунка и плавное уменьшения к концу и увеличение скорости, такое возможностное поведение скорости в сторону увеличения, а так же возможно сокращение длительности, как и темпа, отражает структуру эмоции «Радость».

Послушайте песни,

"Детские песни – Бабки ёжки"

"Разговор со счастьем – Вдруг как в сказке скрипнула дверь"

"Rednex – Cotton Eye Joe"

«Радость», в отличие от «Печали», не может долго длиться. Ей нужен перезапускающий механизм, поддерживающая ее эмоция рестартер,  и в песне «Детские песни – Бабки ежки»,  и в «Rednex – Cotton Eye Joe» – одна  и та же эмоция рестарта – «Гнев», которая отражается в быстром ритмичном рисунке.

Базовая Эмоция «Гнев» в музыке

«Гнев» по структуре своей очень похож на эмоцию "Радости", впрочем,  как и на эмоцию "Страха". Этим и определяется очень быстрый переход между ними. Но есть и различия, которые его делают легко узнаваемым в песне. Гнев имеет все тот же высокий тон, который повышается к концу рисунка, довольно быструю скорость, и ритмический равномерный темп при короткой длительности звучания.

Гнев хорошо слышен в песнях:

"Дискотека Авария – Зло"

"Goran Bregovic – Mahalageasca"

"Лебедев–Кумач – Священная война"

Для поддержания Гнева, в «Дискотека Авария – Зло» используется структура эмоции «Отвращения», в «Goran Bregovic – Mahalageasca» – Радость, а в «Лебедев–Кумач – Священная война» – Печаль.

В песнях вполне возможны и другие комбинации эмоций-рестартеров с эмоцией «Гнев». Ее использование ограничивается только фантазией автора.


Базовая Эмоция «Страх» в музыке

"Страх" может быть отражён в музыке несколькими способами: При помощи неравномерности темпа и при помощи одновременном увеличения скорости и тона. Часто, в музыкальном рисунке, присутствую оба этих способа.

У «Страха» тон выше среднего, часто с повышением в конце музыкальной "фразы". При этом скорости высокая, на фоне неровного темпа. Неровность темпа часто делают удлинением или внезапностью появления пауз.

Страх легко можно узнать в музыке:

"Карнавал – Позвони, Мне, Позвони"

"Русский Размер – Звони"

"Chris Parker – Symphony"

В песне «Карнавал – Позвони, Мне, Позвони» Страх поддерживается эмоцией «Гнева» и «Отвращения», песня «Русский Размер – Звони» – поддерживается эмоцией «Гнев», а в «Chris Parker – Symphony» – поддержка происходит при помощи «Презрения» и «Гнева».

Вполне возможны и другие комбинации эмоций рестартеров с эмоцией «Страха». Ее использование ограничивается только фантазией автора.


Базовая Эмоция «Отвращение» в музыке

Отвращение заставляет растягивать гласные, при этом не меняя тональности ни в слове, в котором происходит растягивание гласных, ни в слове следующим за ним. После слова, в котором было растягивание гласной, при эмоции Отвращении, следует пауза.

В песнях, эта эмоция, слышна хуже. Но когда знаешь что искать,…

"Depeche Mode – Personal Jesus"

"Rammstein – Keine lust"

В указанных композициях, «Отвращение» соседствует с «Гневом», а в «Rammstein – Keine lust» еще и с «Печалью». Ни этот ли коктейль является столь любимым у определённой группы людей?

Вполне возможны и другие комбинации эмоций рестартеров с эмоцией «Отвращением». Ее использование ограничивается только фантазией автора.


Базовая Эмоция «Презрение» в музыке

«Презрение», в отличие от «Отвращения» не только растягивает гласные, но и меняет тональность в самом слове так и после. Задача «Презрения» озвучить разницу в тоне, скорости, громкости между ближайшими нотами, композициями, рисунками. Презрение характеризуется паузой, следующей после растягивая и одновременного изменения тона. Эмоция "Презрение" в музыке, её перепады, неровности и "припрыжки" ритма - это как бы музыкальное отражение стратегии сравнения.

"Мумитроль – Медведица" (в припеве отчётливо слышна)

"Ленинград и Юлия Коган – Прощай, пи....."

"Луи Амстронг– Let's my people go"

Эмоциями рестартера в песне «Мумитроль – Медведица» будут «Отвращение» и «Гнев», в песне «Ленинград и Юлия Коган – Прощай, пи.....» – «Отвращение», как и в песне «Луи Амстронг– Let's my people go» – структура эмоции-рестартера «Отвращение» Надо сказать, что большинство блюзовых тем основанны на структуре «Презрение» и "Отрвращение".
В песнях вполне возможны и другие комбинации эмоций-рестартеров с эмоцией «Презрение». Ее использование ограничивается только фантазией автора.

Базовая Эмоция «Удивление» в музыке

Удивление в музыке звучит как «внезапная» пауза или появление звука, на несколько тонов отличающегося от предыдущего, часто следует после одновременного увеличения тона и скорости. После такой паузы следует уже другой музыкальный рисунок или ритм.

Эту эмоцию легко перепутать со «Страхом» из-за появления неравномерности в ритме и появлению высоких тонов.

"Незнайка с нашего двора – Песня любопытных коротышек"

В песне «Незнайка с нашего двора – Песня любопытных коротышек» –  в качестве эмоции-рестартер как раз выступает «Страх»


Музыка в рекламе


Создание рекламы.

Расскажу об одном из способов, которым иногда пользуюсь, когда создаю рекламу. Условно, создание рекламы можно разделить на несколько независимых блоков: Анализ; Производство; Размещение.

Анализ

Чем же нам может помочь музыка? По сути, музыка несёт в своей структуре информацию о метапрограммном профиле, о стратегиях мотивации, планирования, принятия решений, о милтон- модели, фокусах языка, архетипах и пр. характерные для конкретной целевой группы, которая с удовольствием ее слушает. Причём определить эту целевую группу проще, чем проводить маркетинговое исследование, что, конечно же, не очень выгодно фирмам, зарабатывающим на маркетинговых исследованиях. Но сейчас не об этом. Достаточно открыть чарты музыкальных клипов и посмотреть какая композиция сейчас находится  в "топах" той или иной радиостанции… А так как возрастные, социально-экономические и другие характристики поклонников и слушателей основных радиостанций известны, дальше, господа и дамы, выбор за нами! Выбираем целевую группу, изучаем верхние строчки хит-парада, "считываем" стратегии - и - о чудо! - делаем ролик, идеально повторяющий излюбленный эмоциональный рисунок желанной  целевой аудитории. Крэкс, фэкс, пэкс!

Когда уже выделена Целевая Группа, есть ее любимые музыкальные композиции, то дальше дело за анализом. И в этом нам помогут, инструменты «НЛП–Практик», которые позволяют получить начальные, вводные данные о том, как общается, как думает, как принимает решения эта целевая группа, для того чтобы обращаться к ней на ее же языке.

Впрочем, справедливо и обратное. Если необходимо проанализировать точность попадания рекламы с уже готовым музыкальным рядом, в нужную целевую группу, то инструменты будет все те же Эмоции. Стратегии, Метапрограммы, Фокусы Языка, Архетипы и пр.


Музыка в разных контекстах


Музыка и восприятие еды в общепите

В пунктах общего питания музыка должна подбирается особенно тщательно. Например, исходя из критериев, что в ней: должен быть слышен ритм и высокая скорость, характерная структуре «Гнева», если в нем предполагается быстрое питание. И, пожалуй,  музыку со структурой «Презрения», но не для каждого пункта питания, музыка со структурой «Презрения» полезна. В фастфуде – скорее будет мешать, создавая различия в восприятии. Итак, господа, вывод прост: если Вы хотите, чтобы Ваши клиенты ели и наедались быстрее - ставьте быструю музыку! Хотите долгих "посиделок" и больших чеков? Музыка со структурой "Печаль" и "Презрение" Вам в помощь. Закупите коллекцию джаза и блюза.

Я сейчас не буду рассматривать содержание, тексты, язык и национальность музыки, что тоже вносит существенные коррективы в восприятие пищи. Только ее структуру.

Ни в коем случае нельзя ставить классику, так как там отражена эмоция «Отвращения» иногда с «Презрением» или музыку со структурой «Печали», «Радости», «Страха» или очень «сложную», в которой есть множество переходов между эмоциями, так же, которая будет вызывать другие эмоции отличные от «Гнева». «Гнев» будет предписывать «нападать» с целью уничтожения на то, что находиться в прямой видимости, и при этом будет снижать восприятие обратной связи от своего организма за счёт остановки перистальтики. Что позволит значительно отодвинуть порог насыщаемости. Другими словами, замаскирует сигнал о том, что уже наелся.Структура эмоции "Гнева" очень полезна, если основным источником Вашего дохода является алкоголь в баре. Здесь, согласитесь, эффекты от структуры "Гнева" играют на руку заведению.

Музыка со структурой «Презрения» будет полезна там, где в меню есть эксклюзивные по цене, по эстетическим вкусовым ощущениям, блюда, либо меню предусматривает питание людей, разных целевых групп, социальных классов. Кстати, если в меню заведения используются замысловатые названия блюд, юмористические и аллегорические варианты названия (коктейль "Бей и Беги", салат "Один раз не Гиппократ") - это тоже отражает любимую искушённой публикой структуру эмоции Презрения.

«Отвращение» предписывает держать дистанцию и изначально указывает на «несвежесть» пищи. Но другой аспект этой эмоции - принадлежность к особой культуре. Что вполне сойдёт, если в продаже есть много различного алкоголя,  так как будет  "в карту", человеку уже потребившего некоторое количество алкоголя. Также, возможно,  будет способствовать продажам в каком- нибудь экзотическом бутике, так как является эмоцией причастия к определённому классу людей, культурально отличающихся от основной массы, или желающих отпозиционироваться от "серой массы" и принадлежать к небольшой группе, в которую вход простым смертным заказан, например, аристократии …. «Печаль» – предписывает «подумать», т.е. замедляет скорость, с которой человек ест и очень способствует пищеварению. Т.е. насыщение наступает быстрее, а следовательно  - предписывает посетителям долго и степенно трапезничать. «Радость» же способствует общению, для которого набитый рот является помехой.

Отдельно нужно сказать о громкости музыки. Громкость музыки, как правило, связанна с интенсивностью эмоции. Громкость музыки, выше среднего, заставляет людей говорить громче, чтобы докричаться до собеседника, а это уже само по себе переводит человека в активное состояние, вызывая, в небольших дозах эмоцию «Гнев», по отношению к тому, что плохо слышно, а уж гнев, вызванный на устранение препятствия, сформирует фильтры восприятия, вынудив нападать на еду. «Гнев» намного снижает чувствительность у человека к сигналам от других его систем, что позволяет значительно дальше увеличить порог насыщаемости, а это ведёт к тому, что человек и съест и выпьет значительно больше. Но только одной громкостью этого эффекта можно и не добиться, если предварительно не внести искажения в освещение помещение, например, затемнить. Либо это естественное затемнение, либо просто занавесив окна и создав полумрак, если этого не возможно, то внеся в освещение искажения: подсвечивая, зонируя, разными цветами, красным, синим, ультрафиолетом и т.д. возможно играя тенями, но любым способом внести искажения в освещённость. И конечно, разрешив курить. Это уже внесёт искажения в преломление света и внесёт искажения в восприятие вкусов и запахов снижая порог чувствительности к собственным ощущениям. Но я немного отвлёкся от музыки…

А. Свиряев


?

Log in